Приемлемая температура в жилых и рабочих помещениях – главная составляющая комфорта. Когда драгоценное тепло уходит, встает вопрос о поиске и ликвидации утечек тепла и оптимизации энергозатрат. На помощь может придти современная техника. Самым перспективным путем осуществления энергоаудита зданий и сооружений является использование инфракрасных камер — тепловизоров.
С директором ООО «СтройПромЭкспертиза» Сергеем Ткачевым мы поговорили об особенностях метода тепловидения в жилищной сфере.
– Сергей Андреевич, начнем с того, какие энергетические параметры зданий важны при эксплуатации, как они связаны с нашим комфортом и как влияют на безопасность?
– Каждое здание имеет системы отопления, вентиляции и, реже, кондиционирования. Все они относятся к теплопотребляющей установке, задача которой обеспечить оптимальный микроклимат в помещениях здания при любой погоде. Сберечь тепло должны ограждающие конструкции здания: стены, окна, кровля. Теплоаккумулирующая способность, теплозащита и воздухопроницаемость этих конструкций сильно влияют на то, будем ли мы постоянно отапливать улицу или экономно использовать энергию.
Низкая теплозащита ограждающих конструкций или наличие дефектов теплозащиты повышают вероятность промерзания стен, образования конденсата на поверхностях. В таких местах, где температура поверхностей снижается ниже допустимого уровня, может появиться вредный для здоровья грибок.
При вводе в эксплуатацию нового или реконструированного здания требуется проведение пуско-наладочных работ на системах отопления, вентиляции и кондиционирования, а также контроль фактических параметров теплозащиты, воздухопроницаемости и обследование на скрытые дефекты теплоизоляции. Каждый этап четко регламентирован в соответствии с действующими нормами и положениями.
– А с помощью чего можно проконтролировать и выявить дефекты?
– Для обеспечения технической стороны процесса контроля используются современные приборы: портативные измерительные тепловизоры и электронные самописцы с датчиками теплового потока. Приборная база подобрана нами таким образом, чтобы комплексно и наиболее эффективно решать все задачи контроля в натурных условиях эксплуатации объектов.
Но, как показывает практика, наиболее перспективным вариантом является использование тепловидения при оперативных обследованиях теплозащиты зданий и сооружений.
-– Сергей Андреевич, в чем суть метода тепловидения?
– С помощью тепловизора – телекамеры, снимающей объект в инфракрасном излучении, мы получаем тепловую картинку, по которой видно, как идет распределение температуры на поверхности объекта. После компьютерной обработки данных оценивается общий температурный режим, определяются слабые места и выдаются рекомендации, как устранить дефекты с минимальными затратами. Например, можно рассчитать параметры дополнительного утепления в определенных зонах промерзания. Конечная же цель – снизить потери тепловой энергии.
Хотя тепловизор обладает высокой чувствительностью, для гарантированного выявления всех возможных дефектов ограждений необходим перепад температур между внутренним и наружным воздухом. Именно поэтому обследования проводятся в течение отопительного периода, когда система отопления функционирует в штатном режиме.
– И какие же дефекты чаще всего обнаруживают тепловизоры?
– Тепловизионному контролю подвергаются наружные и внутренние поверхности ограждающих конструкций. Обследование выявляет наличие или отсутствие дефектов теплозащиты зданий, таких как недостаточное утепление строительных конструкций, дефектов кирпичной кладки, нарушения в швах и стыках между сборными конструкциями, дефектов перекрытий, утечек тепла через окна и остекленные участки зданий в результате плохого монтажа или производственных дефектов, утечек тепла через системы вентиляции, участки зданий с повышенным содержанием влаги.
– Получается, что тепловизор – настоящий спаситель жильцов!
– Вы правы, но, к сожалению, мало собственников знает о возможностях и пользе тепловизионного обследования своего дома. Чаще собственник заказывает обследование, когда дефект уже проявился и его надо локализовать.
Добросовестные и технически грамотные строители сами заказывают проведение тепловизионного обследования. Повторное тепловизионное обследование позволяет выявить эксплуатационные дефекты и дает возможность своевременно запланировать компенсирующие мероприятия.
Для того чтобы принимать ответственные решения, необходимо видеть картину целиком, для этого создается система поддержки принятия решений. Система накапливает данные и позволяет выявлять наиболее уязвимые участки в системе ЖКХ.
– Сергей Андреевич, а покупатель всегда имеет возможность узнать результаты теплового обследования своего будущего жилья?
– Я считаю, что информация о результатах контроля всегда должна быть открытой и доступной, реальное состояние объекта должно влиять на его рыночную стоимость. Уверен, что необходим обязательный повсеместный контроль требований действующих нормативов, тем более что это касается как безопасности здоровья людей, так и энергетической безопасности страны в целом.
– Каким образом покупатель может ее получить?
– Каждый дом вне зависимости от формы собственности должен иметь энергетический паспорт, в котором отражена категория эффективности теплозащиты. Она оценивается величиной потребляемой тепловой энергии на 1 кв. м площади. При росте тарифов на тепло и электроэнергию именно этот фактор приобретает все большее значение.
На здания, исполнительная документация на строительство которых не сохранилась или имеется не в полном объеме, энергетические паспорта здания должны составляться на основе материалов натурных технических обследований и измерений, выполняемых квалифицированными специалистами.
– Проведение работ по энергосбережению, согласно заявлениям руководства страны, должно начаться уже в текущем 2010 году. Как вы считаете, готова ли к этому Волгоградская область?
– Президент РФ Дмитрий Медведев уже издал указ об оценке качества работы местных властей в сфере энергосбережения и энергоэффективности. По словам президента, «все уровни исполнительной власти в регионах должны на деле показать, как идет процесс энергосбережения, какие меры принимаются и каких результатов эти меры достигают». У нас в Волгоградской области вся надежда на новое руководство. Я надеюсь на быструю проработку и выпуск уже готовых документов, таких как ТСН Волгоградской области, и на своевременные меры по стимулированию рынка энергоаудита.
– Какие проблемы становятся на пути внедрения энергосберегающих технологий?
– Власти пытаются увлечь бизнес и население идеей энергоэффективности, в том числе с помощью льгот. Но собственники жилья пока не видят в этом экономической выгоды. Анализ начального этапа эксперимента с энергоэффективными городами показал: города-пилотники столкнулись с рядом системных проблем. Основных – две: отсутствие прозрачных механизмов привлечения частных инвестиций в сектор ЖКХ и инертность населения, не получившего стимулов для энергосбережения.
– Расскажите поподробнее.
– Согласно правилам эксперимента, проекты в области энергосбережения должны осуществляться главным образом за счет не грантов, а частных средств на рыночных условиях. Муниципалитеты вынуждены привлекать внебюджетные источники финансирования проектов энергосбережения, так как все, что делается за счет средств бюджета, в обязательном порядке должно включаться в тариф. Это грозит очередным скачком тарифов на услуги ЖКХ. Поэтому деньги можно искать только в рамках частно-государственного партнерства, привлекая возможности банков. Но не все регионы имеют возможность субсидировать ставки по кредитам на эти цели.
– А если привлечь инвестиции?
– Один из основных механизмов привлечения инвестиций в энергосбережение –энергосервисный контракт. Однако его возможно использовать только после того, как будут готовы результаты качественного энергоаудита зданий. Но рынок энергоаудита в России не развит: нет ни профессионалов, способных массово оказывать такие услуги, ни единых правил обследования зданий, которые давали бы достоверную картину состояния сетей и оборудования.
– Как вы считаете, Волгоград может стать участником программы «Энергоэффективный город»?
– Власти города составили четкое представление о том, за счет чего можно добиться энергосбережения пока в энергетическом квартале, и нашли способы привлечения инвестиций в первые энергосберегающие мероприятия. Но распространить их опыт на другие муниципалитеты будет крайне трудно. Сложность заключается еще и в том, что ни частный бизнес, ни население – а именно на них легла «почетная обязанность» стать основными инвесторами реформы – не успевают за амбициями государства. Зачем стране нужно повышать энергоэффективность, власти объяснили, но искать стимулы для каждого конкретного гражданина и сделать его союзником не попытались.