Еще полтора месяца назад зампредседателя совета директоров агрохолдинга «Гетекс» Владимир Сорокин говорил о том, что хозяйствам области угрожает волна банкротств. Он констатировал, что рынок неадекватно реагирует на резкое сокращение производства зерна, и цены на закупаемое зерно крайне низки. А значит, есть вероятность, что к концу года регион накроет волной банкротств сельхозпредприятий. Не прошло и двух месяцев, как ситуация кардинально изменилась: правительство России направляет в регионы спасительные транши бюджетных денег, цены на зерно растут, как на дрожжах. Но повод ли это для радости?…
В конце июня этого года цены на зерно были неприлично низкими: пшеница третьего класса – 3750 рублей, тогда как в августе 2009-го ее продавали по 5100 рублей за тонну. Аграрии Волгоградской области хватались за голову – большая часть урожая погибла, затраты компенсировать нечем, а тут еще и цены «ниже плинтуса». Аналитиков региона эта ситуация всерьез насторожила: как дальше будут вести себя рынок и государство в такой ситуации?.. Предпосылок для изменений к лучшему не проглядывалось – да что скрывать, мало кто понимал, каким будет завтрашний день. Прошло полтора месяца и свет в конце тоннеля, кажется, появился.
— За последний месяц в агропромышленном комплексе России произошли события, которые кардинально поменяли картину на зерновом рынке. Все мы знаем, что после тяжелых условий перезимовки и гибели озимых весной 2010 года Волгоградская область, как, впрочем, и все остальные зерновые регионы страны, накрыла масштабная засуха, — рассказывает Владимир Сорокин. – Однако как только сельхозпроизводители подсчитали и объявили суммы ущерба, который они понесли в этом году, тренд на рынке зерна резко изменился. За последний месяц мы наблюдаем рекордный рост стоимости пшеницы как в России, так и на мировых биржах. Таким образом, цена продовольственного зерна третьего класса достигает в настоящее время 6000 рублей, фуражного – 5300-5500 рублей.
Эксперт считает, что эти цены – еще не предельные. При этом спекулятивные настроения, по мнению Сорокина, здесь абсолютно ни при чем.
— Цены возвращаются на уровень рентабельности, продиктованный погектарным спросом нашего внутреннего рынка, — продолжает зампредседателя совета директоров агрохолдинга «Гетекс». – Но, к сожалению, большая часть сельхозпредприятий области в этом году не сможет воспользоваться значительным ростом цен на зерно, поскольку его просто недостаточно для продажи. Низкая урожайность нас ожидает в этом году и по масличным культурам. Именно поэтому решить проблему только отсрочками по выплате кредитов и лизингу для товаропроизводителей невозможно. Нужна прямая поддержка государства в виде субсидий на компенсацию невозмещенных затрат по засухе и гибели озимых весной 2010 года.
В Волгоградской области сумма понесенного растениеводами ущерба составила порядка 1,7 млрд рублей. Правительство дало добро на выделение региону 1,3 млрд рублей федерального кредита на три года под символический процент. Помимо этого администрация области увеличила размер регионального компенсационного фонда селянам с 200 млн рублей до 500.
— Мы надеемся, что все эти механизмы поддержки будут действовать без сбоев и деньги в село будут приходить вовремя, чтобы хозяйства своевременно посеяли озимые культуры и сумели подготовиться к производственной программе 2011 года, — говорит Владимир Сорокин.
В начале месяца, когда первый вице-премьер Виктор Зубков приезжал в Волгоградскую область, им было заявлено, что интервенций в этом году не будет – регионы получат зерно по квотам. Наш эксперт считает, что в нынешней ситуации действительно целесообразнее оказывать помощь регионам адресно, а не посредством торгов.
— Представьте себе, что на завтрашний день объявлены торги на продажу зерна из интервенционного фонда. Я очень сомневаюсь в том, что, скажем, фуражное зерно сможет выкупить сельхозпредприятие, специализирующееся на животноводстве и пострадавшее от засухи. У него просто не окажется для этого средств, — убежден зампредседателя совета директоров агрохолдинга «Гетекс».
Недавно председатель правительства России Владимир Путин заявил о временном запрете на экспорт зерна из страны. По мнению Сорокина, это своевременное решение, поскольку объем производства зерновых в этом году будет сопоставим с объемом его внутреннего потребления. Тем не менее, аналитик не отрицает, что это решение принято не в пользу товаропроизводителя.
— Теперь мы имеем только внутренний рынок для продажи продукции, что ограничивает и цены, и возможности сбыта. Это с чисто внутриотраслевой точки зрения, — рассуждает Владимир Сорокин. — Однако это решение вынужденное, необходимое для обеспечения продовольственной безопасности страны в какой-то мере за счет крестьян. Но у государства есть возможности поддержки, о которых мы говорили, и они должны быть адекватны ситуации.
Цифры. Врезка.
В Волгоградской области в 2010 году погибло 28% озимых культур, или 517,6 тысяч га. Невозмещенные затраты составили 1,4 млрд рублей. По данным на 4 августа, намолочено 1.4 млн тонн зерна. Ожидаемый валовой сбор составит около 1,7 млн тонн зерна, что ниже показателя 2009 года на 1,8 млн тонн, 2008года – более чем на 3,3 млн тонн.