Основные положения закона

23 ноября 2009 года был опубликован и вступил в силу Федеральный Закон №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Основные его положения цитирует эксперт в области энергосбережения и энергоучета, директор ООО «Взлет-Волгоград» Александр Филимонов.

Запрет на оборот энергорасточительных товаров
Вводится запрет на производство, импорт, продажу с 1 января 2011 года ламп накаливания мощностью 100 Вт и более. Вводится запрет закупок для государственных и муниципальных нужд ламп накаливания всех типов для целей освещения с 1 января 2011 года.

Правительство РФ устанавливает требования к осветительным устройствам и электрическим лампам и правила утилизации использованных ламп, а также разрабатывает государственную программу утилизации таких ламп, которая должна заработать уже с 1 января 2011 г.

Введение классов энергоэффективности товаров
Вводится требование для производителей и импортеров маркировать продукцию по классам энергоэффективности: с 2011 г. — все бытовые энергопотребляющие устройства; с 2012 г. – компьютерную и оргтехнику; с 2013 года и далее – иные товары по решению Правительства Российской Федерации. Виды товаров, на которые устанавливаются требования по маркировке, определяет Правительство РФ, категории — уполномоченный орган исполнительной власти.
Исключения из категорий: товары с малым объемом использования энергоресурсов; товары, имеющие ограниченную сферу применения; малораспространенные товары, на которые настоящие требования не распространяются, устанавливает уполномоченный орган исполнительной власти.

Требования по установке приборов учета используемых энергоресурсов

Требования в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем 5 КВт или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем 0,2 Гкал/час.

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться при помощи приборов учета.

Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных приборов учета – по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта).

Расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета.

С 1 июля 2010 года РСО обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора на установку, замену и (или) эксплуатации приборов учета.

Цена такого договора определяется соглашением сторон.
Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Договор на установку прибора учета энергетического ресурса должен содержать условия об оплате равными долями в течение пяти лет с даты его заключения за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену по договору единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

Сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, не более чем размер ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день начисления.
Субъект РФ, муниципальное образование вправе предоставлять выделение средств на возмещение расходов, понесенных в связи с предоставлением рассрочки.
До 1 июля 2010 года РСО должны дать предложения об оснащении объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Примерные условия договоров купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (за исключением природного газа), включающих в себя условия энергосервисного договора (контракта), устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета поддержку отдельным категориям потребителей путем выделения им средств на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, предназначенных для расчетов за используемые энергетические ресурсы.

Требования к зданиям, строениям, сооружениям
Здания, строения, сооружения, вводимые в эксплуатацию после вступления в силу требований, должны быть оснащены приборами учета.

Реконструкция или капитальный ремонт зданий, строений, сооружений должны соответствовать требованиям энергоэффективности.

Проектная документация на здания, строения, сооружения должна соответствовать требованиям энергоэффективности.
Требования по энергоэффективности утверждаются федеральным органом исполнительной власти (Минрегионразвития России) в соответствии с правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. В целях обеспечения скорейшего перехода к энергоэффективным технологиям Правительство Российской Федерации вправе установить первоочередные требования по энергоэффективности в самих правилах.

В отношении новых многоквартирных домов вводится также требование определения класса его энергоэффективности и размещения информации о классе на фасаде многоквартирного дома.

Ответственность: отказ от приема в эксплуатацию, в дальнейшем – рассматриваются права жильцов на компенсацию.

Исключения: проектная документация утверждена или подана на утверждение в Главгосэкспертизу до вступления в силу требований; заключение Главгосэкспертизы не требуется, если заявление на строительство подано до вступления в силу требований; объекты индивидуального жилищного строительства, дачные, садовые дома, культовые, временные, индивидуальные вспомогательные строения площадью менее 50м2.

Меры по повышению энергоэффективности в жилом фонде
Требования к содержанию общего имущества многоквартирных домов, рекомендации к садоводческим, огородническим и дачным объединениям граждан
Многоквартирные дома

Органы исполнительной власти субъектов РФ: утверждают стандартный комплекс обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности (установка дополнительной входной двери, дверных доводчиков и пр.) в отношении общего имущества в многоквартирных домах с быстрой окупаемостью.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома (управляющая компания, ТСЖ и пр.): обязано исполнять указанный комплекс мероприятий; разрабатывает и доводит до жильцов предложения по мероприятиям, направленным на повышение энергоэффективности, с указанием расходов, экономического эффекта и срока их окупаемости; в отопительный сезон регулировать расход тепловой энергии в целях ее сбережения, соблюдая требования к качеству коммунальных услуг и санитарных норм и правил; регулярно формировать предложения для жильцов по проведению мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности с оценкой их расчетной стоимости, эффекта и сроков окупаемости, в том числе с использованием энергосервисных соглашений.

Собственники: вправе требовать от управляющих компаний, ТСЖ, жилищных кооперативов реализации стандартного комплекса обязательных мероприятий своими силами или путем заключения энергосервисного соглашения с энергосервисной компанией.

Ресурсоснабжающие организации: обязаны предлагать перечень мероприятий повышения энергоэффективности в отношении общего имущества и помещений многоквартирного дома, введение классов энергоэффективности, нанесение информации о классе здания на фасаде; наличие приборов домового (тепло, газ) и поквартирного (вода и электричество) учета с 1.01.2012 года.
Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения обязаны установить коллективные приборы учета используемых энергоресурсов и воды на границе подключения к централизованным системам ресурсоснабжения.

Развитие института энергетических обследований и энергетических сервисов
Энергообследования проводят юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся членами СРО в области энергетических обследований. Цель – сбор и обработка данных об использовании энергоресурсов, расчет потенциальной экономии и составление необходимых мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности.
Обязательные энергообследования до 31 декабря 2012 года и далее не реже 1 раза в 5 лет для:
органов государственной власти, органов местного самоуправления, наделенных правами юр.лиц;
организаций с участием государства или муниципального образования; организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности; организаций, осуществляющих производство и транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку природного газа, нефти, нефтепродуктов; организаций, совокупные годовые затраты которых на потребление энергоресурсов превышают 10 миллионов рублей;
организаций, выполняющих мероприятия в области энергосбережения и повышения энергоэффективности за счет средств бюджетов любого уровня.

По результатам энергообследования выдается энергетический паспорт (требования к нему устанавливает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Минэнерго).
Энергетический паспорт должен содержать информацию: об оснащенности приборами учета используемых энергоресурсов; об объеме используемых энергетических ресурсов и его изменении; о показателях энергетической эффективности; о величине потерь переданных энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов);
о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке потенциальной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении; о перечне типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности информацию, дополнительную к указанной в энергетическом паспорте, энергосервисная компания представляет заказчику в виде отчета.

Мероприятия повышения энергоэффективности государственного сектора
Вводится требование для всех бюджетных учреждений с 2010 года ежегодно в течение 5 лет сокращать на 3% по отношению к уровню 2009 г. потребляемые ими энергетические ресурсы.

Сэкономленные средства, полученные в результате мероприятий по повышению энергоэффективности и энергосбережению (свыше указанного требования), могут перераспределяться на фонд оплаты труда, мероприятия по энергосбережению и другие.

В состав показателей для оценки эффективности деятельности субъектов и муниципалитетов вводятся показатели энергоэффективности.
В части госзакупок Правительство РФ вводит минимальные требования по энергоэффективности к закупаемым товарам, работам, услугам (например, покупка бытовой и оргтехники классом энергоэффективности не ниже первого), а также требования к условиям заключаемых государственными и муниципальными заказчиками энергосервисных контрактов.
Энергосервисные договоры (контракты) для государственных нужд (три типа): фиксированный объем экономии, победитель торгов – предложивший минимальный процент от фиксированной экономии, получаемый исполнителем; фиксированный процент от экономии, получаемый исполнителем, победитель торгов – предложивший максимальный объем экономии; государственный заказчик не определяет заранее объем ожидаемой экономии или процент от экономии, получаемый исполнителем, победитель торгов – предложивший минимальную стоимость расходов на энергоресурсы по итогам исполнения контракта (рассчитывается в зависимости от предлагаемой экономии и ее распределения).

Региональные и муниципальные программы по энергосбережению и повышению энергоэффективности
До 1 августа 2010 года должны быть приняты программы по энергосбережению и повышению энергоэффективности субъектов РФ и муниципалитетов.

Определено право осуществлять софинансирование за счет средств федерального бюджета расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований на реализацию лучших региональных / муниципальных программ.
Требования к программам: к содержанию программ — целевые показатели, мероприятия, источники финансирования; к целевым показателям (эффективность в жилищном фонде, в системах коммунальной инфраструктуры, сокращение потерь, оснащенность приборами учета, использование высокоэффективных объектов, использующих возобновляемые источники энергии, увеличение количества высокоэкономичных транспортных средств и пр.); к мероприятиям – должны охватывать жилищный фонд, системы коммунальной инфраструктуры, организации с участием государства и муниципальных образований, регулируемые организации, бесхозяйные объекты, производителей и потребителей энергетических ресурсов, организации, осуществляющие передачу энергетических ресурсов и прочее.

Мероприятия повышения энергетической эффективности в сфере тарифного регулирования
Закон описывает энергосервисные договора (контракты), позволяющие физическим и юридическим лицам достичь экономии энергоресурсов без вложения собственных средств, за счет средств энергосервисной компании. Оплата по энергосервисному контракту — часть стоимости сэкономленных ресурсов.

Допускается применение энергосервисных договоров (контрактов), совмещенных с договорами поставки энергоресурсов (для всех, кроме государственных и муниципальных заказчиков).

Закон вводит обязательства для ресурсоснабжающих организаций и управляющих организаций предлагать населению меры по энергосбережению и энергоэффективности, в том числе путем реализации энергосервисных договоров (контрактов).
Одним из основных стимулов к повышению энергоэффективности естественных монополий, организаций коммунального комплекса является применение долгосрочных (на срок от трех лет и далее) методов тарифного регулирования, включая в первую очередь метод доходности инвестированного капитала с одновременным закреплением обязательств компаний по качеству и развитию предоставляемых услуг. Законом вводится возможность перехода на долгосрочное тарифное регулирование всех предприятий коммунального комплекса, а для предприятий, осуществляющих тепло- и электроснабжение, – в обязательном порядке.

Меры, направленные на повышение энергетической эффективности в частном секторе экономики
В целях методологической и информационной поддержки всего процесса повышения энергетической эффективности и энергосбережения создается Государственная информационная система. К ее задачам относится: систематизация сбора и обмена информацией о потреблении энергоресурсов с федерального, регионального и муниципального уровней, получение аналитических данных о потреблении энергоресурсов и потенциале энергосбережения и информирование субъектов, населения о возможностях энергосбережения и лучших доступных практиках энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

ФГУ «Российское энергетическое агентство» (РЭА) Минэнерго России обеспечивает реализацию Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», является центром обмена информации, мониторинга, обучения, координации и стимулирования проектов в области энергоэффективности, возобновляемых источников энергии и инноваций в ТЭК.

Законом предусматриваются такие формы господдержки, как налоговые льготы в виде возможности применения повышающих коэффициентов к норме амортизации, инвестиционного налогового кредита, а также возмещения процентов по кредитам на реализацию проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Требование по оснащению зданий, строений, сооружений приборами учета воды, тепла, газа, электроэнергии в местах подключения до 1 января 2011 года.

Административная ответственность
По истечении 180 дней после дня опубликования Закона № 261-ФЗ вступает в силу его статья 37, в соответствии с которой в Кодекс РФ об административных правонарушениях включена статья 9.16, устанавливающая административную ответственность за различные нарушения законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Согласно статье 9.16. КОАПП РФ, нарушения законодательства в сфере энергосбережения (при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, содержании и эксплуатации зданий, строений и сооружений) влекут за собой наложение административного штрафа на должностных лиц, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на юридических лиц — в достаточно крупных размерах: от 10 до 600 тысяч рублей (в зависимости от категории нарушения, статуса предприятия и статуса должностных лиц).

Подзаконодательная база
В развитие Закона № 261-ФЗ издан целый ряд нормативных правовых актов Правительства РФ.
Распоряжение Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. № 1830-р «Об утверждении Плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1221 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд»;
Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1222 «О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара»; Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»; Распоряжение Правительства РФ от 2 февраля 2010 г. № 102-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы»; Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2010 г. № 67 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

Добавить комментарий