Право на экологическую безопасность жители Городища Волгоградской области отстояли на публичных слушаниях.
Публичные слушания, прошедшие вчера в рабочем поселке Городище, по накалу страстей и обилию транспарантов напоминали больше митинг. Хотя обсуждался вроде бы безобидный вопрос – о переводе земель, принадлежащих поселку и используемых для разведки и добычи бишофита, в разряд земель, где этот бишофит будет не только добываться, но и перерабатываться. Однако пришедшие на слушания жители поселка увидели в этом попытку властей поселка дать зеленый свет строительству в Городище магниевого завода – чрезвычайно опасного производства, способного уничтожить все живое в радиусе нескольких десятков километров.
Ни один из кабинетов поселковой администрации не мог вместить всех городищенцев, пришедших на публичные слушания, а очереди на регистрацию напоминали картину в продуктовых магазинах во времена застоя. Участники слушаний вынуждены были собраться на улице, перед входом в администрацию поселка. Люди растянули транспаранты с лозунгами, говорящими сами за себя: «Подумайте о судьбе своих детей!», «Магниевому заводу – нет!», «Остановить экологическую катастрофу!». Жители поселка, среди которых — и пенсионеры, опирающиеся на палочки, и молодые мамочки с детьми, были настроены весьма решительно.
— Мы не хотим, чтобы в Городище строили магниевый завод, — объяснил свою позицию председатель областной организации «Союз-Чернобыль» Юрий Косарев . – Потому что это будет настоящая экологическая катастрофа, а я был одним их тех, кто ликвидировал последствия Чернобыля. Может, они будут не такими масштабными, но производство магния отразится и на наших жизнях, и здоровье. В Израиле такой завод стоит в степи, в десятках километров от населенных пунктов, а у нас хотят построить прямо в черте поселка!
Другой житель поселка, Николай Стеганцев, не расстается с флакончиком аэрозоля от бронхиальной астмы. По его словам, он уже ощутил на себе все «прелести» эксплуатации скважин по добыче бишофита.
— Я живу в полукилометре от этих скважин, — рассказывает Николай. – И могу вас заверить: даже добыча бишофита влияет на экологию! В три ночи я всегда гуляю с собакой и буквально задыхаюсь от запаха хлора. Уже к пяти утра эти выбросы рассеиваются, поэтому и делают все вид, что с экологией у нас нормально. А если построят магниевый завод, наши дети и внуки будут обречены на медленное умирание!
Несмотря на то, что в повестке дня слушаний стоял вопрос о переводе земель под переработку бишофита, а не о строительстве магниевого завода, участники слушаний говорили именно об этом. Как выяснилось, жители Городища уже не первый год следят за историей этого вопроса.
— Несколько лет назад магниевый завод собирались строить в Орловке, это совсем недалеко от нас, — вспоминает местная жительница Антонина Михайловна. – Но тогда местные жители выступили против, и вопрос этот на время затих. Потом, как мы слышали, завод собирались возводить на «Химпроме», это в Волгограде, но и там что-то не срослось. Зато на окраине нашего поселка появились скважины по добыче бишофита, а теперь от нас хотят, чтобы мы согласились на переработку этого бишофита. Нам говорят, что бишофит – это природный минерал, он совершенно безопасен. Может, это и так. Но бишофит является сырьем для производства магния, и понятно, что сначала они сделают здесь переработку, а потом построят магниевый завод, и уже спрашивать нас никто не будет. Мы не собираемся верить ни одному слову, которое здесь произнесут наши власти и представители завода.
Вопрос об экологическом будущем поселка уже давно обсуждают и экологи, и ученые, и депутаты, и представители общественных организаций. Не так давно, например, в поселке прошел круглый стол по проблемам экологической безопасности, на котором поднимались важные вопросы. Например, население выразило неудовольствие тем, что не имеет практически никакой информации о ходе освоения месторождения бишофита, что власти не осуществляют мониторинг состояния экосистемы, что разработчики месторождения не пополняют местную казну, а все деньги уходят из района. Не удивительно, что недостаток информации и порождает в поселке массу слухов, от которых даже у постороннего человека на голове начинают шевелиться волосы.
— Читайте, что здесь написано, — показывает мне отксерокопированные листы одна местная жительница. – «Если считать, что выделяемый хлор (6 железнодорожных цистерн хлора в день), едкий отработанный магниевый электролит – это мелочь, то да, завод безопасен. Но в случае отключения электроэнергии хотя бы на два часа хлор станет выделяться в атмосферу. Для уничтожения всего живого в Городище и Орловке достаточно 60 тонн хлора – одна железнодорожная цистерна…». А вы знаете, что у нас в поселке свет постоянно отключают, и даже больше, чем на два часа! Что тогда с нами всеми будет?
Жители поселка прекрасно знают и о результатах общественной экологической экспертизы, которую провели еще в 2007 году ученые волгоградских вузов – архитектурно-строительного и технического университетов, давших отрицательную оценку «намечаемой деятельности магниевого завода». Поэтому и выступление директора завода Сергея Ярового, пытающегося убедить жителей в полной экологической безопасности переработки бишофита, на основе которого можно производить ценные лекарства, а «вред от этой переработки не ощутимее вреда от работы трех заправок», не могло переубедить участников слушаний.
Недоверие участников слушаний к заверениям чиновников и руководства завода проявлялось буквально во всем. Так, люди отказались от кандидатуры секретаря слушаний, предложенной администрацией поселка из своих сотрудников, и поручили вести протокол местной жительнице, почетному гражданину Городища. И уж тем более в штыки приняли предложение главы поселка Потапова перенести слушания на другое время из-за отсутствия сильных микрофонов.
Итог слушаний никого не удивил – тысяча пришедших на слушания городищенцев сказали «нет» переводу земель под переработку бишофита. Но вполне возможно, что точка в этой истории еще не поставлена. Как заявил директор ООО «Волгоградский магниевый завод» Сергей Яровой, перед слушаниями была зафиксирована на телекамеры акция по раздаче «агитационной и провокационной литературы». А значит, итоги слушаний руководство завода может оспорить в суде.
… После слушаний мы на редакционной машине заехали на автозаправку, что в поселке Разгуляевка, рядом с Городищем. Пока водитель заправлял машину, разговорились с молодой женщиной, работницей заправки. Узнав, откуда мы едем, она радостно спросила:
— Ну и что, все согласились?
А получив отрицательный ответ, явно расстроилась:
— Эх, хоть работа бы какая была у людей… Вот птицефабрика наша недавно закрылась, столько народу выкинули на улицу. Ну что ж, пусть теперь торгуют, больше идти у нас некуда…